После "Утомленных солнцем - 2", когда я узнал, что Михалков снимает новый фильм, у меня возникло и долгое время сохранялось, мнение, что "Михалков обиделся и решил снять уже "Не великое" кино, а, что-то для себя. Не массовое и не столь претенциозное". После этого, про новый фильм Михалкова я благополучно забыл и вспомнил только после трейлера. Трейлер меня несколько встревожил. Опять, думаю, старый покусился на историю и память. Ну, согласитесь, в трейлере фильма Михалкова в шинелях на трамвае разъезжает разношерстная толпа большевиков с красными флагами, что тут еще ожидать, как не очередного калометания в историю гражданской войны. Но и после этого, на целый месяц, я забыл про то, что новый фильм Михалкова скоро выйдет в эфир. Не помнюя, в течении этого месяца, рекламы, показанной по телевизору и призывающей идти на новый фильм Михалкова, не помню и громких плакатов "Великое кино о великой революции". В общем, премьера "Солнечного удара", прошла для меня незаметно. Вспомнить о том, что Михалков снял новый фильм меня заставила одна из рецензий на ЖЖ. Рецензия была критическая. Новый фильм Михалкова в нем ругался. Но критика, эта была серьезная. Не в бровь, а в глаз. Там не было дешевых кривляний, на тему - "Все не так, опять старик перекрестился перед боем, а значит, фильм пропагандирует церковь!". Рецензия довольно критично прошлась по образам Розалии Землячки, генерала Селиванова "Вешателя", и, представленному образу белогвардейцев - не сильному и страшному противнику большевиков, а плаксам и нюздям, все никак не могущим понять "Почему же все так произошло". Как ни пытался я найти ее в массе других рецензий, после просмотра фищьма, но, к сожалению, так и не нашел. Я не знаю ни имя автора этой рецензии, ни его ника. Знаю, только, что его грамотная и беспощадная к новому фильму рецензия, заставила меня усомниться. Раз фильм так грамотно разбирают, значит, это уже не "Срущие с самолета немцы", значит, что-то там такое есть, что-то противное моему ватническому мировоззрению, но что-то, не пустое? читать дальшеПосле данной рецензии я сделал для себя обычную, но преступную для любого другого зрителя вещь - промотал фильм моментами. Увидел и ту самую "Философскую баржу", и тех самых "Ноющих белогвардейцев", в общем, пелена с глаз сошла, и я опять увидел Михалковщину. Карикатурные большевики, плачущие или, наоборот, ругающиеся, проигравшие белогвардейцы и тонущая "философская баржа". Зашел на ютуб в поисках видеорецензий. Как ни странно, главные хулители "Утомленных солнцем - 2" - Баженов и Гоблин, либо не соизволили посмотреть этот фильм, либо его премьера для них прошла так же незаметно как и для меня. Зато была вот такая рецензияЗато была вот такая рецензия - - дешевая и еще более полная кривляний, нежели карикатурные большевики Михалкова. Вот именно после нее, я и решился потратить вечер на просмотр "Солнечного удара". Ибо, если с одной стороны, фильм бьют и в бровь и в глаз и абсолютно верно, а с другой стороны представлена ужасная (не удивлюсь, если заказанная Михалковым) ругающая рецензия, то фильм и вправду серьезно заявил о себе. И его стоит посмотреть, что бы составить свое мнение. А теперь, сама рецензия: Во-первых, фильм, и вправду- взгляд Михалкова на гражданскую войну и ничего больше. Он не претендует на "Великое кино о великом...". В нем очень немного от Бунина. В фильме, невероятно, но факт, не снимается Михалков! (может быть в какой-нибудь эпизодической, незаметное для зрителя роли, разве, что). И все это производит такое впечатление, что макание усами в кал, снятый в "Утомленных солнцем - 2" не прошло для Михалкова даром. Это его отрезвило. Мы в итоге получили кино, выражающее личное мнение, автора, но и, осторожно оглядывающиеся на зрителя, не прогневать бы". Плохо это или хорошо, решать вам. Во-вторых, я, давеча писал, что режиссер не дает ответ на поставленный вопрос - "Как это все случилось", дает. Просто после просмотра я этот ответ не ощутил. Либо, он слишком уж тонко подал ответ, либо я и другие рецензоры слишком тупы или неспособны по новому взглянуть на его кино. Если верен первый вариант, значит в кино все правильно - белогвардейцы и вправду не могут понять, где они пропустили этот момент, где не захотели просто увидеть, что все меняется, а значит, косвенным образом, все же заслужили свою "философскую баржу". Если верен мой первый взгляд на фильм, схожий с мнением критиков, то этот фильм - очередное нытье самого Михалкова (А не белогвардейцев) на тему России, "которую мы, потеряли". Так где же этот ответ, спросите вы? А он именно там, где в фильме "солнечный удар" уже прошел и главный герой остался с мальчонкой Егорием, которому суждено стать тем самым судьбоносным Георгием Сергеевичем. Если присмотреться, то тот самый уездный городок, где остановился господин поручик символизирует царскую Россию тех лет (если верить Никите Сергеевичу, ибо того намека, я так и не углядел): мальчишка спрашивает поручика, а тому нет времени ответить, фотографу заплатили ту же цену, что попросил на храм батюшка, а тот все равно, после уезда поручика, повесил старую фотографию назад, мол и из-за таких мелочей революция и свершилась. Не захотели увидеть... Согласен ли я с мнением режиссера? Нет. В фильме, все мелочи, показаны слишком "мелко", проблемы России и народы были куда больше и глубже. И то, что их даже не хотел видеть главный герой картины, дает ответ ответ на вопрос "Как это получилось, как произошло?". А вот так! Вы просто не хотели замечать тех потрясений, что шли в стране! Вы заперлись в своем белом пароходе, закрылись от всего, что неминуемо должно прийти. И фраза одного из героев фильма, про то, что - "Я все видел, все понимал, ручками не хотел трогать" кажется смешной, в контексте фильма. Ничего ты не видел, ты так же как и главный герой со своим белым пароходом, просто не в состоянии был осознавать все то, что происходит. Доказательством этому служит начальный эпизод с этим персонажем - "разрешите писать через "i" и "ять", то есть грамотно". Так и получается, что глупые белогвардейцы пошли на дно вместе со своей баржей абсолютно закономерно. Их жалко, правда. Они жили слепыми котятами, и как слепых котят их и утопили, В-третьих, фильм поставлен, действительно, хорошо. А как узнал про съемки в Швейцарии в октябре месяце, то невольно подумаешь, а ведь, фильм уже по тому не бездарен, что тяжело создавался (Хотя, если судить по Трудно быть богом Германа, я, сейчас, чушь, несу". Фильм поставлен и вправду хорошо. Может быть и дорого, но... Посмотришь, как снимался фильм, и, что в итоге получилось, даже невольное уважение проскальзывает (Хотя и сразу становится понятным, почему при первом просмотре, мне казались столь неестественными сцены на пароходе). Здесь должно быть в четвертых, но я уже достаточно пьян, что бы вспомнить, что хотел сказать, по-этому выскажу свое полное и окончательное мнение:
Фильм не слабый. Он про довольно обсуждаемую тему гражданской войны, но, он, честно, слабее того же "Пробелогвардейского Адмирала". В том фильме, я хотя бы видел врага, как врага - того, которого стоит бояться и с кем нужно воевать до конца (Как для ватника, белые для меня будут врагами до старости). Здесь, же - хлюздю-интеллигенцию, над которой и победа не в честь. Да и топить таких - не обязательно, разве что, как котят, ибо девать более некуда. PS - смотря сцену с затопляемой бражей, я вспомнил, как на лекции, еще в университете, самая старая преподавательница рассказывала про то, что у нас здесь, во Владивостоке, белые с баржей потопили ее отца, таким же способом, представленном в фильме. Чудны дела твои, господи....